Енисейское благочиние - СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. ЛЮБОВЬ К БОГУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека

СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. ЛЮБОВЬ К БОГУ

Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные меч­татели.

Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движе­ние своих нервов, не разгорячай себя пламенем ве­щественным, пламенем крови твоей. Жертва благо­приятная Богу - смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва была всесожжением.

Гордость приводит нервы в движение, разгоряча­ет кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокоивает нервы, укро­щает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Хри­сте Иисусе.

Послушание пред Господом паче жертвы благи, и по­корение паче тука овня, говорил Пророк царю изра­ильскому, дерзнувшему принести Богу неправиль­ную жертву: желая принести Богу жертву любви, не принеси ее своевольно, по влечению необдуман­ному; принеси со смирением, в то время и на том ме­сте, когда и где заповедал Господь.

Духовное место, на котором одном заповедано приносить духовные жертвы, - смирение.

Господь отметил верными и точными признака­ми любящего и нелюбящего. Он сказал: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает.

Ты хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспре­щенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленным покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согре­шений строгою бдительностью над собою.

Ты хочешь научиться любви Божией? Тщатель­но изучай в Евангелии заповедания Господа и ста­райся исполнить их самым делом, старайся обра­тить евангельские добродетели в навыки, в каче­ства твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого.

Возлюбик заповеди Твоя паче злата и топазия: сего ра­ди ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь не­правды возненавидех, говорит Пророк. Такое пове­дение необходимо для соблюдения верности к Бо­гу. Верность - непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается.

Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей - в чем заключается все евангельское нравоучение - достигаем любви Божи­ей. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, сказал Спаситель.

Совершенство, любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяс­нимым духовным утешением, наслаждением и про­свещением. Но в начале подвига ученик любви дол­жен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось Для него законом, воюющим и возмущающим про­тив Закона Божия, против закона святой любви.

Любовь к Богу основывается на любви к ближне­му. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится свя­тым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.

Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятая этого дара чисто­тою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей - правосуден.

Любовь к Богу вполне духовна: рожденное от Духа, дух есть.

Рожденное от плоти плоть есть плоть: плотская любовь, как рождаемая плотью и кровью, имеет свойства ве­щественные, тленные. Она непостоянна, перемен­чива: огнь ее вполне в зависимости от вещества.

Слыша от Писания, что Бог наш огнь1ау, что лю­бовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви естест­венной, не подумай, чтоб этот огнь был один и то же. Нет! Эти огни враждебны между собою и пога­шаются один другим. Служим благоугодно Богу с благоговением и страхом; ибо Бог наш огнъ поядаяй есть.

Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, воз­буждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною.

Многие подвижники, приняв естественную лю­бовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступле­ния. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.

Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в ко­тором богохульно приписываются человеку Божес­кие свойства, и воздается человеку поклонение, по­добающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоря­ченного состояния, в котором исступленное само­обольщение представлялось им Божественною лю­бовью, в котором расстроенное воображение рисо­вало для них множество видений, льстивших их са­молюбию и гордости.

Сын Восточной Церкви! Уклонись от чтения та­ких книг, уклонись от последования наставлениям самообольщенных. Руководствуясь Евангелием и святыми Отцами истинной Церкви, восходи со смирением к духовной высоте любви Божественной чрез посредство делания заповедей Христовых.

Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святаго Духа, а человек только может приготовить се­бя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело.

Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие ду­ховные дарования: их подает милосердый Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смирен­ным исполнителям евангельских заповедей. Аминь.


Назад к списку