Енисейское благочиние - СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека

СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

Что можешь быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить - блаженство; ненавидеть - мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в люб­ви к Богу и ближнему.

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в лю­бовь к Богу: потому что Христос благоволил таин­ственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе - Бог.

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб запо­ведь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь - духовна, а нашим серд­цем овладели плоть и кровь; заповедь - новая, а сердце наше - ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падени­ем; ее нужно умертвить - повелевает это Христос - и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближне­му, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все но­вые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от дви­жения крови и чувствований плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его?

Евангелие отвергает любовь, зависящую от дви­жения крови, от чувств плотского сердца. Оно гово­рит: Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити че­ловека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашний его.

Падение подчинило сердце владычеству крови и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из это­го насилия, приводит под руководство Святаго Духа.

Святый Дух научает любить ближнего свято.

Любовь, возженная, питаемая Святым Духом - огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением.

«Говорящий, что можно иметь ту и другую лю­бовь, обольщает -сам себя», - сказал святой Иоанн Лествичник.

В каком падении наше естество? Тот, кто по естест­ву способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб лю­бить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обраща­ется в отвращение, в непримиримую ненависть.

Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах - наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва - пристрастие! Обладаемое при­страстием сердце способно ко всякой несправедли­вости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетво­рить болезненной любви своей.

Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же пра­ведный приятен Ему.

Естественная любовь доставляет любимому свое­му одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святаго, пото­му что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святаго: пото­ку что находится под управлением духа лукавого, ду­ха нечистого и погибшего.

Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! Глядясь в него, свергнем ри­зы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.

Риза новая - Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Риза новая - Дух Святый. Облечетеся силою свыше, сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы, дей­ствием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти, говорит Апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благослов­лять клянущих, творить добро ненавидящим, остав­лять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, ис­полнять все эти заповедания самым делом.

Очень недостаточно, только с удовольствием прочитать веления Евангелия и подивиться высо­кой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнению велений Еванге­лия, тогда с упорством воспротивятся этому испол­нению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна -плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда пад­ших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу водимый Евангелием, водимый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских за­поведей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Сво­им: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе.

Когда с тобою Господь, - надейся на победу: Гос­подь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу; испроси ее по­стоянною молитвою и плачем. И придет неожи­данно действие благодати в твое сердце: ты ощу­тишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовию ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! Еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? К ним очень привязано твое сердце? - Отрекись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя люб­ви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плот­скую, оскверненную примесью греха, соделался спо­собным принять любовь духовную, чистую, святую, которая -верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением бу­дет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? - скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я - кто? Немощное создание, не имеющее никакого значения».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них - ничто!»

«Хочу, или не хочу, - приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже - не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои, -навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он - их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: се­бе присвоил я их неправильно и напрасно».

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вез­десущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он - самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она - в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тип в Нас едино будут.

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет за­кон, твоим любимым, но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя об­ратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя - пристрастие противоза­конное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно, - это знак прист­растия.

Когда сердце твое в плену, - это знак страсти бе­зумной, греховной.

Святая любовь - чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрек­ись от плотской любви, стяжи любовь духовную; Уклонися от зла, и сотвори благо.

Воздавай почтение ближнему как образу Божию,-почтение в душе твоей, невидимое для других, яв­ное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному на­строению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возра­ста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви - не плоть и кровь, не влечение чувств, - Бог.

Лишенные славы христианства не лишены дру­гой славы, полученной при создании: они - образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страш­ное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить по­чтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному пре­ступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Бо­жию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблю­дай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Кото­рый сказал в наставление нам и еще скажет при ре­шении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньше­му сих братии Моих, Мне сотвористе.

В обращении твоем с ближними содержи в памя­ти это изречение Евангелия, и соделаешься наперс­ником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в лю­бовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одно­му человеку, то ты - в горестном самообольщении. Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть...

Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего.

Явление духовной любви к ближнему - признак обновления души Святым Духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти.

Совершенство христианства - в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему - в любви к Бо­гу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу - бесконечно: пото­му что любовь есть бесконечный Бог.

Любовь к ближнему - основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духов­ную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в лю­бовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного.  Аминь.


Назад к списку