Енисейское благочиние - СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека

СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ

Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называ­ется и Крестом Христовым?

Крест свой: скорби и страдания земной жизни, ко­торые у каждого человека - свои.

Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они - свои.

Крест свой: греховные недуги, или страсти, кото­рые у каждого человека - свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов - учение Христово.

Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преоб­разится в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убеж­ден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Хрис­тос попускает ему скорби, как необходимое и неми­нуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попуще­на Христом, что скорбями христианин усваивается

Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единст­венной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он по­стоянно распинает своего ветхого человека со страстъми и похотъми его.

Отсюда ясно - почему для принятия креста пред­варительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.

Так сильно и обильно усвоился грех падшему ес­теству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.

Чтоб восприять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, до­ставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправ­дою пред Богом, свой разум - совершенным неразу­мием и, наконец, предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Еванге­лия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностью Богу, при­зывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающу­юся скорбь, уготовляется великодушно и мужествен­но перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достиг­нет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самым делом, самой жизнью.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает кре­стом своим. Когда же он преобразится в Крест Хри­стов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь.

Крест возлагается на рамена учеником Христо­вым, когда ученик Христов признает себя достой­ным скорбей, ниспосланных ему Божественным Промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда призает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образова­ния о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий се­бя грешником и вместе с тем ропщущий и вопию­щий с креста своего доказывает тем, что он поверх­ностным сознанием греха лишь льстит себе, обма­нывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в пра­ведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа - и отверзут­ся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный Дар, за крест твой, - за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть ис­тинное и единственное училище, хранилище и пре­стол истинного богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в доброде­телях человеческих Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом.

Крест твой изменяется в Крест Христов, когда Ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благо­датно кипит в сердце, изливается на душу, изливает­ся на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для уче­ника и последователя Христова он - поприще выс­шего духовного наслаждения. Так велико это на­слаждение, что скорбь вполне заглушается наслаж­дением и последователь Христов среди лютейших томлении ощущает одно наслаждение.

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимо­фею, который терпел страшные муки и приглашал ее принять участие в мученичестве: «Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страш­ные муки и разгневанного игемона, чтобы не изне­мочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей от­вечал мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчаю­щим все болезни твои».

Крест - сила и слава всех от века святых. Крест - целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста свое­го не преобразили в Крест Христов, которые с кре­ста своего ропщут на Божественный Промысл, ху­лят его, предаются безнадежию и отчаянию. Не со­знающиеся и не кающиеся грешники на кресте сво­ем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христос возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.


Назад к списку