Енисейское благочиние - Описание Троицкой церкви в г. Енисейск
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека

Описание Троицкой церкви в г. Енисейск

Описание Троицкой церкви в г. Енисейск

Малоизвестный архивный документ, датированный 1773 годом, представляет собой описание и проектный план Енисейска, в котором размещалось 6 каменных храмов и 814 обывательских деревянных дворов. При начавшемся в XVIII веке переходе к регулярной планировке города, когда вокруг церквей стали формироваться новые площади, новый стиль оформления храмовых построек становился актуальным.

Наиболее выдающимся произведением этого периода стала Троицкая церковь, которая представляла собой вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви (1794 год) - наивысшего достижения иркутских мастеров.

На территории церкви находится захоронение декабриста А.И.Якубовича (1845 год), умершего во время пересылки в енисейской больнице.

К сожалению, этот исторический памятник дошел до нас со значительными разрушениями, остатки церкви законсервированы, от них удалено движение крупного транспорта. В настоящее время идут реставрационные работы.

Архитектурные и стилевые особенности памятника архитектуры:

Сохранился богато украшенный мелкопрофильным де­кором из лекального кирпича нижний ярус здания. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобраз­ны многопрофильные с килевидными подвышениями об­рамления окон, выделенные вертикальными цепями сдво­енных триконхов. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясками поребрика и укра­шенными сильно заглубленными фигурными филенками в форме звезд и киотцем. Сочетания заглубленных и высту­пающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни от­личались тонко найденными пропорциями и выразительно­стью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в. Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785—1795 гг.).

 

Опять возвращаюсь к поездке в дивный город Енисейск. Образ столицы Енисейской губернии с самого детства манил и был безупречен: старина, церкви, огромный Енисей, которому уже не так далеко бежать до моря-океана, как от Красного яра. Знания, сведения о городе, воспринятые позже и так или иначе проанализированные левым полушарием, незначительно повлияли на дожившее до этого лета правополушарное представление-образ. А посему, отправляясь в Енисейск, таила-лелеяла в душе ожидание загадок, с разгадками и без, блаженного растворения в созвучной душе атмосфере старинного города. Реальность же превзошла все ожидания. Все дело в степени. Старина, историчность – да, но – гораздо больше, всеохватнее, чем думалось-гадалось. Ощущение композиционной законченности, компактности – да, но – гармоничнее, чем ожидалось. В центре города практически нет новых, второй половины XX столетия, зданий – раз-два и обчелся. Здание администрации города, пара магазинов… Удивляет, привлекает внимание каждый дом – не отделаться от желания обойти вокруг, войти внутрь двора. Что мы и делали по возможности.
Юлия уже рассказала о наших прогулках по Енисейску – подробно, содержательно и методично. Впрочем, мы именно так и изучали город – с картой (и, разумеется, с фотоаппаратом) в руках :).

Впрочем, Енисейск прежде я посещала, но – проездом. В самом буквальном смысле. Спустя два года после окончания школы меня с моими дорогими одноклассницами провезли на легковой машине через город по пути в село Подгорное. Запомнилась тогда показавшаяся очень длинной стена монастыря. Возможности посмотреть город в ту поездку не представилось. Загадка осталась таковой.
Сейчас же город нам открылся. Неожиданное впечатление – моментально, стоило увидеть тот Енисей и его берега, пришедшая ассоциация с приволжским патриархальным провинциальным городком. Ведь Енисей-батюшка там совсем иной – будучи широким настолько, что и течения-то почти не видно, он больше на Волгу похож. Да и на горизонте горы не просматриваются, все больше равнина да перелески.
Окна Енисейска – это особый мотив в песне города, достойный отдельного внимания. Богатые объемные выразительные наличники. На одном из деревянных домов даже маскароны на них обнаружили! (Всего в городе два дома с маскаронами.) Откроем одно из них – окно Троицкой церкви Енисейска, соединяющее
Енисейск и Красноярск.

 


Назад к списку